Среда, 22.11.2017, 12:16
Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Пробегаю мимо
Меню сайта
Наш опрос
Какие материалы сайта вас заинтересовали больше всего?
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Психология развития

УЧИМ ЧИТАТЬ: МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
    Скажу сразу, как учитель, я против того, чтобы читать детей учили неопытные родители. Подавляющее большинство родителей не специалисты в этой области и не знают тонкостей правильного обучения чтению. И это счастье, если интуиция правильно подскажет маме, что и как надо делать. Нет, конечно, если ребенок сам заинтересовался, отказываться отвечать на его вопросы нельзя, а тем более, если ребенок читать научился сам. Я против того, когда за пару-тройку месяцев до школы родители насильно усаживают ребенка за книжку, потому что в школы теперь принимают «подготовленных» детей. Против я потому, что каждым делом должен заниматься профессионал. И со стороны учителя просто непрофессионально требовать от родителей обучения ребенка чтению, хотя, признаю, очень удобно: всегда можно свалить свою вину на родителей – все проблемы вашего ребенка от того, что он к школе не подготовлен. А если ребенок успешен, собрать все лавры – ах, какая я молодец, какие у меня ученики способные, как мы программу обгоняем.
   Работа настоящего учителя-профессионала в том и состоит, чтобы сделать урок в 1 классе интересным и полезным и подготовленным детям, и детям, которые знают всего пару букв. Могу сказать, что еще ни один ребенок не уходил в 5 класс нечитающим, более того, дети, знающие до школы только несколько букв, зачастую становятся более успешными, чем их «подготовленные» одноклассники. И дело здесь совсем не в том, умеет ли читать дошкольник или нет. Для успешного обучения в школе гораздо важнее общеучебные умения и навыки: багаж знаний об окружающем мире, культура речи и словарный запас, фонематический слух (умение различать и выделять звуки в речи), мелкая моторика (твердость руки и уверенная работа пальчиков), логика, память, внимание, усидчивость, воспитанность – это то, с чем вполне могут и должны справляться любые внимательные к своим детям родители. Но реалии наши таковы, что учить читать ребенка надо еще до школы. Хорошо, если есть возможность отдать ребенка в руки профессионалов – в подготовительные классы, «Малышкины школы» или развивающие студии. А если нет? 
    Как часто можно услышать от родителей: «Что же нам делать? Буквы знает, а читать не может (не хочет)!» С «не хочет» справиться сложнее – возможно ребенок просто еще не созрел психологически для освоения нового навыка и проявляет упрямство из-за того, что ему трудно или боится неудачи, что у него не получится, а может его уже напугали родственники-школьники или «добрые» соседи, рассказывая про «ужасы» школы, отбили интерес. Бороться с детскими страхами – работа психолога. С «не может» - справиться можно, если знать секреты методики обучения чтению.
 
   1. Всему свое время. Сейчас в моду вошли методики раннего обучения чтению. Но надо сказать, что действуют они только при сочетании многих факторов. Согласитесь, ребенок в 9 месяцев вряд ли «читает», скорее он просто узнает слова или буквы на карточках, которые упорно показывает ему мама – для него это пока только образы, не знаки. Мозг человека постепенно готовится к усвоению нового навыка, хотя развитие идет у всех индивидуально. Кто-то в 3 года готов читать книги, а кто-то и в 8 лет с трудом усваивает знаковое чтение. Дело в том, что это очень сложный мыслительный процесс – узнать знак, перевести его в звук, сложить из звуков слог, потом слово и узнать образ, скрытый за этим словом, чтобы понять о чем читаешь. Нам, взрослым это дается легко, а для малыша на это уходят колоссальные затраты энергии, некоторые дети даже потеют от напряжения, когда учатся читать. Поэтому применение силы, наказания – это слишком жестоко по отношению к маленькому читателю – вы же не наказывали малыша, когда он только учился ходить и падал. Родители могу простимулировать раннее чтение, но не научить читать. Научится ребенок тогда, когда будет готов к этому. Поэтому никакого насилия! Развивайте внимание, читайте ребенку книги сами, отвечайте на вопросы, стимулируйте работу пальчиками – лепку, рисование, пальчиковые игры – это способствует развитию нужных зон мозга.
 
  2. Личный пример – лучший метод обучения и воспитания! Гораздо быстрее учатся читать дети, которые видят перед собой пример родителей. Если в доме читают книги, если книг в доме много, то рано или поздно ребенок ими заинтересуется, дети в определенный период развития очень любят делать «как мама», они копируют поведение родителей. Читайте много сами – будут читать и ваши дети! Ребенок совершенно серьезно недоумевает, зачем это мама заставляет его читать книгу, если сама так не делает, а только телевизор смотрит…
 
   3. Главное для дошкольника – игра! К сожалению, многие родители считают, что заниматься с ребенком – это значит усаживать его в определенное время за стол и усиленно заставлять читать или писать. Психологи утверждают, что ребенок готов к целенаправленной учебной деятельности и классно-урочной системе только к 7 годам, до этого он находится еще в том возрасте, когда ведущей деятельностью является игра. Раннее усаживание за парту, ограничение времени может привести к неврозам, страхам, быстрой утомляемости, в общем, нанести серьезный вред здоровью ребенка. Спросите себя, что для вас важнее – любой ценой научить читать или здоровье вашего малыша? Думаю, что адекватные родители выберут второе. Поэтому, играем! Играйте с ребенком в школу, посадите его кукол и вместе «учите» их читать. Играйте в кубики с буквами. Рассматривайте картинки с подписями. «Читайте» надписи и вывески на улице. Покупайте ребенку красивые книжки с крупным шрифтом и большими, но четкими, понятными картинками. Вместе рассматривайте их и читайте. Учите с детьми простые двустишья и четверостишья из книжек. Играйте в «чтение» - водите с малышом пальчиком по строчкам, а он пусть читает наизусть стихи или простую сказку – так ребенок начнет соотносить звучание со знаками-буквами. Именно таким способом я сама научилась читать в 4 года по книжке со стихами А.Барто. Никакого насильного усаживания за парту до школы! Только стимулируем и поддерживаем интерес, играем, главное не пропустить момент, когда этот интерес возник, а он возникнет обязательно, ваша задача – не погасить его неосторожным поведением или невнимательностью. Насилием вы добьетесь противоположного результата – ребенок возненавидит школу, учителя и уроки еще задолго до 1 сентября. А негативное отношение не способствует повышению интереса и успешному обучению в школе.
 
   4. Учим слушать и слышать. Развивать фонематический слух ребенка намного важнее для успешной учебы, чем научить читать. Если фонематический слух не развит – будут проблемы с обучением грамотному письму. Играйте с ребенком в игру «Поймай звук!» - просите хлопать в ладоши (приседать, подпрыгивать, вскрикивать и т.п.), если ребенок услышал в слове заданный звук. «Прохлопывайте» в ладоши слова по слогам. Спрашивайте, с какого звука начинается какое-то слово, на какой звук заканчивается. Играйте в «Города» или по аналогии в любые другие слова, например, «Фрукты», «Имена» и т.п. Убьете, что называется, сразу двух зайцев – пополните словарный запас и научите выделять звук в слове.
 
  5. Звуки, а не буквы! Очень часто родители говорят «Мы научились говорить букву Р». Запомните, уважаемые родители, и не вводите детей в заблуждение – говорим и слышим мы звуки, а не буквы! Буквы пишем и читаем. Но при обучению чтению вне школы надо забыть правильные названия букв. Никаких «Эм», «Эн» и тем более «Нэ», «Мэ»! «Эн» или «Нэ» - это два звука! Это путает ребенка. Для ребенка буквы называем как звуки: [н], [м]. Конечно, многие буквы могут обозначать разные звуки – твердые, мягкие, гласные меняют свое звучание под ударением и без, но эти тонкости пусть ребенок узнает в школе. Ваша задача хотя бы не запутать малыша. Если ребенка сразу научили называть буквы их правильными алфавитными именами (а то и неправильными!), то это очень затрудняет для него переход к плавному послоговому чтению, а впоследствии учителю очень трудно переучить ребенка на правильное быстрое чтение. Дело в том, что ребенок, помня название буквы, в голове складывает буквы, а не звуки: «нэ» + «а» = «на», а представьте, если читать надо много! Откуда тут будет интерес к чтению, если ребенок вместо понимания смысла занят складыванием «букв»? Поэтому учим не буквам, а звукам. Учим смотреть на следующую букву в паре, а первая как бы бежит ко второй – тянем «нннннна» - прибежали! Или наоборот - «ааааан». Очень хорошо эту методику преподносит «Букварь» О. Жуковой для дошкольного обучения чтению.
 
  6. Читаем по складам. Буквы складываются в слоги, но проще всего учить ребенка читать не по слогам, а по складам. Дело в том, что слоги могут быть довольно большими, например, слово «стол» - это один слог, бывают слоги и побольше! Конечно, ребенку сразу охватить взглядом весь слог будет сложно, поэтому для малыша делим слова на фонематические (звуковые) единицы – склады: «с-то-л». Вот здесь хороши кубики с отдельными складами на гранях, из которых можно собирать разные слова, или карточки с подписями, когда слова цветом разделены на склады – каждый склад имеет свой цвет. Это один из элементов методики раннего обучения чтению Зайцева. Можно использовать презентации, в которых на слайде картинка и подпись к ней, разделенная на слоги – поработать с компьютером современным детям часто интереснее, чем играть в кубики.
 
Конечно, правильно организованный урок обучения чтению включает в себя еще много других тонкостей. Их знает педагог, который минимум пять лет в институте посвятил изучению методик обучения детей, да и накопил большой опыт за время работы с детьми. Вам, родителям, их знать, конечно, желательно, но не обязательно – все равно вы физически не сможете, да и не станете проводить «урок» чтения с соблюдением всех этапов. Вам важно запомнить: переучить всегда сложнее для учителя и болезненнее для ребенка, чем сразу правильно научить! Главная заповедь для вас «Не навреди!» - игра, доброе отношение, никакого насилия, не обгоняйте естественное развитие малыша и прежде чем учить его чему-то, поинтересуйтесь, как это сделать правильно. Тогда может так случиться, что ваш развитый дошколенок однажды удивит вас тем, что прочитает какую-нибудь толстенькую книжку сам без ваших напоминаний и помощи!
Категория: Психология развития | Добавил: chaika (08.04.2010)
Просмотров: 11791 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
СочиМама-сайт для родителей
 
 Веснушки – сайт учителя начальной школы


Copyright MyCorp © 2017